главная | рекомендации | classroom communication | современный урок |
Управление временем: как правильно готовиться к урокам и всё успеть?
Правильно составленный план урока – это очень важно.
Но! К сожалению, многие педагоги утверждают, что у них просто не хватает времени на тщательное планирование качественных уроков. А в ходе самого урока не хватает времени на реализацию плана.
Вашему вниманию предлагается несколько идей для эффективного распределения времени и сил.
Во-первых, позаботьтесь о полноценном отдыхе.
- Отдыхайте до усталости. Это важно: спите не меньше 8 часов в сутки. Зевающий учитель не мотивирует учащихся. Выберите для себя время отхода ко сну и подъема и придерживайтесь режима даже в выходные дни. Успевайте главное.
- Что бы ни случилось, когда пришло время обедать, отложите учебники в сторону и получайте наслаждение от приема пищи. Искушение совместить проверку почты и поглощение бутерброда велико. На самом деле, процесс от этого не становится намного быстрее, а организм лишается драгоценных минут отдыха.
- Продумывайте время прогулок в течение дня. Например, дойдите до дома пешком. Или сходите за обедом в соседнюю булочную. Почему бы и нет?
- А вы пробовали перенести задачи, которые выполняете дома за компьютером (проверка домашнего задания, подготовка к урокам), на утро следующего дня? Для некоторых людей это прекрасное решение.
Во-вторых, стоит освоить планирование личного времени и уроков.
10% времени, затраченного на планирование до начала выполнения задачи, сэкономит 90% времени при ее решении. Планируйте от большего к меньшему.
Выберите подходящий Вам метод тайм-менеджмента. К примеру, метод 1-3-5 — это способ планирования, который заключается в том, чтобы выполнять за день только 9 задач. А именно:
- 1 очень важную задачу (выполняют в первую очередь).
- 3 задачи средней степени важности (выполняют в течение дня).
- 5 мелких задач (желательно выполнить, но в случае необходимости можно и отложить).
Дела в списке образуют что-то вроде пирамиды: мы начинаем с ее вершины (самого важного) и двигаемся к основанию (к второстепенному). Главное, чтобы общее число дел не превышало девять: это заставляет нас более тщательно выбирать задачи и не позволяет хвататься за все подряд.
Другой метод состоит в том, чтобы научиться делить все задачи на четыре категории: важные и срочные; важные и несрочные; неважные срочные; неважные и несрочные.
И помните о том, что большие дела выполнять проще, когда они разбиты на кусочки поменьше. «Слона нужно есть по частям».
Планируя урок, прежде всего определитесь с его целью. Если есть правильная цель урока, то 80% плана уже написано. Тем не менее, детально планируйте в письменной форме каждый урок. После постановки цели урока продумайте задачи, способы их реализации и формы контроля результатов в алгоритме деятельности, которые будут реализованы в течение урока. Распределите время на каждый этап. Воспользуйтесь учебной программой для понимания, на какой объём высказывания нацелить учащихся и какой вид диалогического или монологического высказывания предпочесть.
Расставьте приоритеты после подготовки алгоритма работ, т.е. выберите те операции, которые наиболее важны для эффективного достижения поставленных целей в применении к уроку. Начните с выполнения задач первой категории – важных и срочных. Выбирайте только полезные упражнения. Спросите себя: «Если я выкину это упражнение, то что будет с уроком?» Ничего? В таком случае, можете смело от него отказываться.
Иногда даже полезное само по себе задание не стоит свеч, если использовать его не по уровню, не на той лексике или грамматике. Оно может отнять до 30 минут урока, но не принести никакой ощутимой пользы.
В то же время, стоит предусмотреть заранее упражнения, которые помогают в достижении цели, но которые можно удалить, если не успеваете. Они нужны, когда какое-то из заданий пройдет гораздо быстрее, чем планировали.
Если у Вас есть проблема с распределением времени, то делайте так: когда вам кажется, что задание займет 5 минут, добавьте еще 2-3. Если 10, то прибавляйте еще 5. Так получится более или менее адекватный план. Используйте таймер. Засекайте ровно то количество минут, которое Вы хотели потратить, и старайтесь придерживаться плана.
Если необходимо проделать сложное или состоящее из двух частей задание, то не стоит объяснять все сразу, сделайте это поэтапно, сначала первую часть, убедитесь, что учащиеся поняли, прежде чем переходить к объяснению следующей части. Начинайте объяснять материал только после того, как будет достигнуто полное внимание класса.
Говорите на иностранном языке с первого урока как можно больше. Например, предложение: "Split into pairs" не всегда будет понято, но "you two work together, you two and you two" плюс жест – в этом случае они поймут, что нужно делать. Иногда можно использовать русский язык, но постепенно от него необходимо отходить и применять как можно реже. Давать задания и пояснять упражнения на английском языке, но при этом следует убедиться насколько они понимают, попросив учеников повторить их (не спрашивать только самых сильных учеников). И следите за тем, чтобы учащиеся говорили на иностранном языке больше Вас. Управляйте ими.
Продумайте и озвучьте учащимся правила. Это сделает занятия более эффективными. Их можно вывесить на стенд, чтобы они всегда были перед глазами ребят.
Полезным будет установить лимит времени на подготовку к уроку. На секундомере замерьте, сколько времени занимает написание одного плана. Например, это два часа. В течение недели постарайтесь тратить на написание всех планов не более 120 минут. Начиная со следующей семидневки сократите время на 10 минут. Продолжайте в том же духе, пока не сможете готовиться за час. А сэкономленное время потратьте на саморазвитие. Почему бы не почитать в свободное время хорошую книгу по методике, не поискать в сборнике игр новые классные идеи для занятий, не сходить на полезный семинар, не посетить урок более опытных коллег из других школ?
«У меня нет времени, я должен писать планы!»
В-третьих, старайтесь не задавать слишком много на дом. Помните про установленный лимит времени на подготовку домашнего задания у детей, а проверка в классе пусть не отнимает больше 10 минут. Если на это заведомо уйдет больше времени, то обязательно продумывайте, как будете проверять и исправлять домашнее задание и чем в это время будут заняты остальные ребята.
Проверку некоторых упражнений, например, диктантов, заданий на чтение и аудирование можно доверить самим учащимся. Попросите их поменяться тетрадями или листочками, выдайте ключи. Пусть ищут ошибки у своего одноклассника и выставляют балл. Так будет занят весь класс, ребята запомнят правильные ответы, поймут, как происходит оценка, вы потратите меньше энергии – все в выигрыше.
В-четвёртых, копите интересные идеи в одном месте так, чтобы всегда легко иметь к ним доступ. Например, в телефоне. Смотрели фильм и увидели момент, который удобно было бы использовать на введение Present Perfect? Запишите название.
Никогда не пишите планы на клочках бумаги. Тщательно все конспектируйте, создавайте отдельную папку для каждого урока. Это упрощает работу и обмен опытом.
Каждый раз, когда мне встречается что-то новое и необычное на отработку, скажем, Present Continuous или любой другой темы, я нахожу нужную папку на компьютере и копирую все туда. Через какое-то время удобно будет воспользоваться.
Если Вас посетило вдохновение, пришла хорошая мысль, то обязательно запишите. По дороге на работу, в автобусе, в парке, – где угодно. Не стоит надеяться, что запомните или восстановите позже. Любая самая острая память тупее карандаша.
В-пятых, хорошо подготовьтесь к занятию.
Продумайте детали. Какие из слов в этом аудио или тексте будут для них новыми? Как будете их объяснять? Как ввести новую грамматику? Подготовили ли презентацию? Техника работает исправно? Настоящие профессионалы думают об этом заранее.
Материал подготовлен при использовании Интернет-ресурсов:
«Размышления об уроках английского языка Ольги Коченковой, методиста»
- Как начать урок английского языка [#1 Размышления об уроках английского языка] (видео)
- Как закончить урок английского [#2 Размышления об уроках английского языка] (видео)
- Нужна ли оценка за работу на уроке [#3 Размышления об уроках английского языка] (видео)
- От оценки к мониторингу [#4 Размышления об английском языке] (видео)
- Что и как мониторить? [#5 Размышления об английском языке] (видео)
- Домашнее задание: базовые требования [#6 Размышления об английском языке]
- Домашнее задание: практические советы [#7 Размышления об английском языке] (видео)
- Где место учителя на уроке? [#9 Размышления об уроках английского]
- Компетентностный подход для чайников [#10 Размышления об уроках английского]
- По какой методике вы работаете? [#11 Размышления об уроках английского]
- План урока за 15 минут [#12 Размышления об уроках английского]