БРПО |
Совет старшеклассников |
БРСМ |
Совет ученического самоуправления
В нашей школе уже на протяжении многих лет существует Совет ученического самоуправления-учащиеся 1 - 11 классов. Что же представляет из себя наш ученический совет? Это учащиеся учебно-педагогического комплекса, которые, несмотря на всю свою занятость и загруженность, с большим интересом и энтузиазмом работают в Совете ученического самоуправления.
Ученический совет является выборным органом ученического самоуправления учреждения образования и работает на основании действующего законодательства и устава учебно-педагогического комплекса.
Целью деятельности ученического совета является реализация права обучающихся на участие в управлении образовательным учреждением.
Задачами деятельности ученического совета являются:
- представление интересов учащихся в процессе управления учебно-педагогического комплекса;
- поддержка и развитие инициатив учащихся в школьной жизни
Совет ученического самоуправления выступает от имени учащихся при решении вопросов жизни УО: изучает и формулирует мнение школьников по вопросам школьной жизни, представляет позицию учащихся в органах управления учебно-педагогического комплекса, разрабатывает предложения по совершенствованию образовательного процесса, содействует реализации инициатив учащихся в образовательной деятельности, изучает интересы и потребности учащихся в сфере внеурочной деятельности, создаёт условия для их реализации.
Порядок формирования и структура ученического совета
Ученический совет формируется на выборной основе сроком на один год. В состав ученического совета входят учащиеся 1 – 10 классов, по одному представителю от класса. Совет ученического самоуправления самостоятельно определяет свою структуру, избирает из своего состава Председателя ученического совета.
Быть членом Совет ученического самоуправления – это почётно, престижно, но одновременно, и трудно. Это ответственность не только перед коллективом, который тебя выдвигал, но и перед педагогическим коллективом и самим собой.
Структура Совета ученического самоуправления
Председатель СУС. Буданова Доминика
Вице-президент СУС. Козловская Анастасия
Комитеты ученического совета:
«Совет мудрейших»
- Буданова Доминика — 11 кл
- Гинтова Эмилия — 11 кл
- Козловская Анастасия — 10 кл
«Олимп» (спорт)
- Шлегель Егор — 10 кл
- Клыковский Андрей — 10 кл
- Савич Александр — 9 кл
- Герасимович Анна — 9 кл
«Орфей» (культура)
- Лебедевская Мария — 10 кл
- Прохорчик Кристина — 11 кл
- Рак Агнешка — 8 кл
«Добрые сердца» (милосердие, экология, труд)
- Гинтова Мария —9 кл
- Рак Агнешка — 9 кл
- Автухович Карина — 11 кл
- Лебедевская Мария — 10 кл
- Лабыш Вероника — 9 кл
МОДЕЛЬ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
«Совет ученического самоуправления» ГУО «Лошанская средняя школа»
Ученическое самоуправление – это ученическая организация, образованная учащимися для учащихся, которая представляет их интересы перед Советом учреждения образования.
- Это организация всех учащихся данного учреждения образования. Другом организации автоматически становится каждый учащийся УПК.
- Это организация, которая не зависит от Родительского Совета, Педагогического Совета, школьного руководства. Руководят этой организацией сами учащиеся.
- Это организация, которая сама решает, чем будет заниматься, сама планирует свою работу, сама реализует свои планы.
- Это организация, которая через своих представителей в Совете Школы представляет интересы учеников и отстаивает их права, оказывает влияние на школьную жизнь.
- Это демократическая организация. Учащиеся самостоятельно и вольно выбирают руководящие органы организации, представителей в Совет Школы.
СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УС
Содержание деятельности ученического самоуправления «Совет ученического самоуправления» включает в себя:
1. Гражданско-патриотическое – «Я – гражданин Беларуси»
- Возрождение народных традиций через различные формы работы.
- Любить Родину – значит любить себя, своих близких, свой народ, быть честным и перед собой, и перед окружающими тебя людьми.
Что можно и нужно для этого сделать?
- описать жизнь своей семьи;
- изучать историю города, области, страны;
- изучать историю своей родины, стремиться познать дух белорусского народа, его лучшие черты и традиции;
- понимать любовь к Родине, патриотизм не как любовь к одному клочку земли, а как любовь к своему народу, к другим нациям и ко всей нашей Земле;
- помогать пожилым людям, живущим на территории Лошанского с/ма;
- бережно относиться к ветеранам Великой Отечественной войны;
- если увидишь несправедливость, нужно попытаться ее исправить.
2. Ценностно-ориентированное – «Мой мир»
- познавать самого себя;
- понимать смысл жизни;
- уметь отличать добро от зла;
3. Познавательное – «Умники и умницы»
- познавать окружающий мир;
- уметь ориентироваться в потоке современной информации.
4. Экологическое – «Экология и мы»
- вызвать интерес к изучению природы, участвовать в пропаганде идей охраны окружающей среды;
- земля подарила миру тебя, а ты подари Земле мир!
- выйди во двор, подвяжи сломанную веточку. Посади цветок и поливай его, подкорми зимующих птиц, сделай скворечник и повесь его, найди новый дом для бездомного котенка или щенка. Главное начать;
- каждый человек, ставший на путь охраны природы, должен владеть хотя бы минимумом знаний по экологии, но все же главное его оружие – это любовь ко всему цветущему, жужжащему, распускающемуся, летящему, прыгающему. Люби и береги все это, ведь главное в жизни каждого из нас – сохранить и умножить органическое царство красавицы Земли;
- необходимо любить и ценить свою землю, рационально использовать природные запасы. Нужно учиться глобально мыслить и разумно поступать во имя человечества, во имя природы.
5. Спортивно-оздоровительное – «Спорт, здоровье, семья и я»
6. Культурно-массовое – «Калейдоскоп веселых дел»
- Развитие творческих способностей детей и подростков. Поиск новых форм самовыражения личности;
- активно участвовать в районных конкурсах и соревнованиях;
- участвовать в традиционных общешкольных конкурсах и соревнованиях;
- активно участвовать в делах класса;
- принимать участие в разработке и проведения конкурса «Ученик года», «Класс года».
7. Информационное - «Свой голос»
- Создание детской пресс-службы в УО.
Деятельность детского самоуправления ведется по принципу единого планирования, то есть создается один план воспитывающей деятельности, исполнителями которого являются сами органы самоуправления. Этот план является основным механизмом включения в организацию внутришкольной жизни всех участников образовательного процесса. Это, прежде всего, традиционные мероприятия: праздник «Первого звонка», «День Учителя», День матери, «Багач», «Новый год», Смотр строя и песни, 8 марта, «Поклонимся великим тем годам», «Безопасное колесо», КВНы, праздник «Последнего звонка», выпускной вечер.
СТРУКТУРА УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
На уровне класса Ученическое Самоуправление представлено Классным Самоуправлением. Так как в классе не так много человек (около 10), то большинство вопросов решается вместе. В классе обязательно есть Староста Классного самоуправления.
Староста классного самоуправления:
- Представляет всех учащихся класса и каждого отдельно перед учителями, родителями, школьным руководством, директором школы;
- Является представителем Классного Самоуправления в Совете ученического самоуправления.
Каждый класс имеет и других функционеров. Что входит в их обязанности, решает сам класс.
Староста Классного Самоуправления и другие функционеры выбираются в начале учебного года путем общего голосования. Термин полномочий Старосты Классного Самоуправления – один год. Перед окончанием своих полномочий он делает отчет о своей работе перед всеми учащимися класса.
Класс выбирает своих представителей в СУС.
Учащиеся УПК сами решили какая организационная структура подходит для их организации. Однако как организация демократическая, Ученическое Самоуправление придерживается общепринятых принципов:
Принципы избрания и деятельности органов Ученического Самоуправления определяет Положение Ученического Самоуправления, которое принимается всеми учащимися УО.
Ученическое самоуправление представлено:
- Советом ученического самоуправления (состоит из представителей Классных Самоуправлений) – законодательная власть;
- Руководством – исполнительная власть.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Цели:
- Увеличение объема детей и подростков формами самоорганизации и повышение их роли в развитии личности.
- Создание социального пространства прав, свобод и обязанностей детей, возможности для их реализации в соответствии с Конвенцией о правах ребёнка и Кодексом Республики Беларусь Об образовании.
Задачи:
- Развитие детской деятельности, общественных и самостоятельных школьных объединений в соответствии Кодексом развития детского движения в Республике Беларусь.
- Координация деятельности самостоятельных школьных и общественных объединений.
- Реализация правовых вопросов, социальная защита и поддержка детей и подростков.
- Представление интересов и проблем детей перед Советом УО
- Формирование лидерских умений членов СУС.
- Организация межличностных отношений учащихся района при проведении районных мероприятий.
- Увеличения опыта участия детей в управлении и самоуправлении учреждениями.
МЕТОДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УС
Ученическое самоуправление в своей деятельности использует следующие методы:
- проводит акции, благотворительные мероприятия, конкурсы, соревнования, выставки, концерты;
- представляет и защищает права учащихся в органах государственной власти и управления через Советы школы, а также по взаимодействии с другими организациями и общественными объединениями;
- разрабатывает и реализует образовательные, развивающие, информационные, культурные и другие проекты и программы;
- свободно распространяет информацию о целях и задачах своей деятельности;
Совет ученического самоуправления (законодательная власть)
СУС состоит из представителей всех классных самоуправлений, а также Председателя ученического самоуправления, Вице-президента.
СУС:
- определяет направления деятельности ученического самоуправления;
- разрабатывает Положение ученического самоуправления, поправки и дополнения в его;
СУС состоит из 11 человек: председатель ученического самоуправления, вице-президент СУС и 5 Комитетов.
Совет Мудрейших:
- управляет деятельностью ученического самоуправления;
- представляет ученическое самоуправление перед Педагогическим Советом, Родительским Советом, руководством школы;
- представляет ученическое самоуправление вне УО;
- подготавливает отчёты о деятельности СУС;
- утверждает комитеты.
Председатель ученического самоуправления – это капитан корабля. Он должен владеть ситуацией и выразительно представлять себе цель, к которой стремится корабль, уметь планировать и налаживать связи с разными людьми, мобилизировать их для совместных стараний и заставлять действовать в критических ситуациях.
Председатель:
- планирует и проводит сборы Совета;
- планирует и проводит заседания Совета совета;
- сотрудничает с директором, руководством, Попечительским Советом;
- выполняет роль связного между учениками и руководством УО, учителями и местной общественностью;
- отвечает за воспитание наследников - будущих лидеров Самоуправления в УПК.
Вице-президент – это ближайший сотрудник, помощник, советник Председателя.
Заместитель:
- во всём помогает Председателю;
- исполняет обязанности Председателя, когда тот отсутствует;
- возглавляет важные комиссии;
- помогает Председателю в выполнении его обязательств;
- в любой момент готов перенять обязанности Председателя.
«Комитет образования»
Организует пункты взаимопомощи по различным учебным предметам. Проводят рейд-проверки «Береги книгу», «Дневник – лицо учащегося». Помогает в организации предметных школьных олимпиад, конференциях. Проводит акции «Старший товарищ смотрит на тебя».
Комитет «Добрые сердца» (экология, милосердие, труд)
Организуют и проводят мероприятия цикла «Духоўная спадчына народа». Работает в этнографическом уголке (поисковая, оформительская, экскурсионная работа). Проводит работу по летописи УО. Оказывает шефскую помощь ветеранам, инвалидам Великой Отечественной войны, узникам фашизма, организует акции по сбору подарков для детского дама.
Помогает в организации дежурства по УО и классам. Озеленяет кабинеты и территорию УО. Проводит рейд-проверки «Санитарное состояние кабинетов», «Внешний вид – внутренняя красота», акцию «Выполняем режим школы», суббакции «Чистим мир». Работает по благоустройству памятников, памятных мет и могил погибших воинов.
Комитет «Орфей» (культуры)
Помогает в организует концертов, праздничные программ. Разрабатывает сценарии к мероприятиям. Организует конкурсы, выставки творческих работ, благотворительные ярмарки. Организует мероприятия в 6-ой день недели.
Комитет «Здоровье», «Олимп»
Организует и участвует в Днях здоровья, соревнованиях. Подготавливает и проводит беседы по здоровому образу жизни лекторской группой. Проводит акции «Чистота залог здоровья».
Пресс-центр
Выпускает многотиражную ежемесячную газету «Вясёлы перапынак», Оформляет и обновляет сменные стенды УО и классов. Подготавливает лекторские группы для проведения информационных часов.
Чтобы Самоуправление хорошо функционировало, каждый учащийся, который активно участвует в его работе, должен знать свое место, свои обязанности, и какую помощь он может получить от других при выполнении своей работы. Так сфера деятельности и полномочия руководящих органов и функционеров должны быть записаны в Положении Ученического Самоуправления. Это особенно важно для Управления, где каждый человек должен отвечать за конкретно очерченную часть работы Самоуправления.
ЧЕМ МОГУТ ЗАНИМАТЬСЯ ЧЛЕНЫ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Выпускники:
- Организация вечеров встреч выпускников, Дней самоуправления;
- Организация в УО выставки достижений выпускников.
Экология:
- Высаживание деревьев, кустов и цветов, работа по разбивке клумб;
- Участие в Международном Дне Земли;
Свободное время учеников:
- Вечера отдыха;
- Дискотеки;
- Спортивные соревнования;
- Музыкальные вечера;
- Новогодние праздники;
- Калядование;
- Турслёты,
- Карнавалы;
- Экскурсии;
- Организация краеведческой работы.
Конкурсы:
- Конкурс на лучший проект флага школы, гимна, герба, песни УО;
- Конкурс художественной самодеятельности;
- Спортивные конкурсы;
- Литературные и поэтические конкурсы.
Вовлечение к работе в СУС как можно большее количество учащихся:
- Вовлечение учеников к работе в комитетах;
- Анкетирование учащихся по вопросам работы СУС;
- Совместная работа Руководства с классами и обсуждение с учениками их каждодневных проблем.
Совместная работа с учителями:
- Поздравления праздничными открытками учителей в День рождения;
- Организация интервью с учителями для школьной газеты;
- Поздравления учителей в школьной газете.
Совместная работа с родителями:
- Привлечение родителей к активному участию в работе УО;
- Приглашение родителей нести дежурство во время школьных мероприятий;
- Рассылка благодарностей родителям, которые активно помогают в работе СУС;
- Приглашения родителей на школьные праздники и мероприятия.
Совместная работа с руководством школы:
- Утверждение плана встреч учеников со школьной руководством;
- Приглашение руководства на мероприятия СУС;
- Утверждение планов работы СУС с руководством.
Совместная работа с высшими и средне-специальными учебными заведениями:
- Организация Дня открытых дверей в учебных заведениях;
- Приглашение представителей учебных заведений с целью ознакомления с правилами приема и правилами проведения экзаменов в этих заведениях.
Совместная работа с местным самоуправлением:
- Приглашения местных властей на встречи с учащимися;
- Участие в заседаниях местных властей;
- Совместное обсуждение с учащимися, учителями, родителями и местными властями проблем УО.
Работа с младшими школьниками:
- Организация праздника – знакомство со школой для первоклассников;
- Знакомство новых учеников с традициями УПК;
- Ознакомление с правами и обязанностями учащихся;
Добровольная работа:
- Организация сбора средств и игрушек для детских домов;
- Поиск адресатов, которым необходима помощь.
Работа на пользу учащихся:
- Организация выставок работ учащихся;
- Организация уголка потерянных вещей;
- Предупреждение издевательств над первоклассниками и других проявлений жестокости;
- Обеспечение учащихся возможностью слушать музыку на перерывах;
- Организация доски объявлений для учащихся;
Права и обязанности учащихся:
- Подготовка предложений в Устав школы по правам и обязанностям учащихся;
- Внесение изменений и дополнений в Устав школы;
- Образование комиссий по правам учащихся;
- Организация лекций для учащихся по правам и обязанностям учащихся.
Публикации:
- Годовые, четвертные, еженедельные планы работы УС;
- Издание школьной тиражной газеты «Школьный мир»
- Публикации информации о работе УС в местной газете;
- Информирование учащихся про все проводимые УС мероприятия;
- Информирование учащихся про традиции УО, их права и обязанности в школе.
Совместная работа с другими УО:
- Обмен опытом работы Ученических самоуправлений разных УО;
- Обсуждение школьных проблем;
Обучение лидеров:
- Направление членов Руководства на учебу лидеров;
- Планирование программы для новоизбранных руководящих органов;
- Организация встреч с Руководством других школ для обмена опытом.
Пропаганда здорового образа жизни:
- Организация встреч, посвященных вредности наркотиков, алкоголя, курения; спайсов
- Распространение информационных материалов о вредности наркотических средств;
- Организация встреч, лекций и киносеансов про важные проблемы подростков, с которыми они встречаются и встретятся в ближайшем будущем.
Самоуправление в УО возможно, более того, оно необходимо. Ведь по большому счету мы сможем воспитать хозяев страны, творцом своей собственной жизни только в том случае, если в самом начале жизни наши воспитанники почувствуют, поймут, уверуют, что они что-то могут, на что-то способны, что они свободны в организации своего бытия. Такое сознание у малолетних граждан может и должна воспитать только и именно школа.
Педагогика есть наука и искусство мотивации в ребенке позитивного саморазвития, социально-ориентированного самосовершенствования. Реализации этих целей и должны служить структуры и органы ученического самоуправления. Формы, названия их могут быть самыми разными: парламенты, министерства, губернаторство (по примеру государственных органов власти и управления) или советы дела, советы клуба, учкомы и др. В работе с детьми важны существо дела, позиция учителя. Реальные полномочия учащихся.