Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 1 человек

СПС. Школа безопасности

Дата: 1 мая 2017 в 08:55, Обновлено 19 октября 2018 в 11:33
Автор: Махнач Н. С.

СПС. Школа безопасности  |  Нормативные докуметы  | Психосоциальное анкетирование


Специалисты социально-педагогической и психологической службы

Дащинская Ирина Сергеевна

педагог психолог

Козловская Наталья Викторовна

педагог социальный
 

Внимание родителей!

Опасные игры в социальных сетях!

В настоящее время в Республике Беларусь набирает популярность среди подростков опасная игра, с названием «Синий Кит» или с иными различными названиями, включающими в себя сочетания слов: «Синие Киты», «Одинокий Кит», «Кит», «Тихий Дом», «F57»и другие. Игра появилась в сегменте российского Интернета еще в прошлом году и набрала популярность среди поклонников суицидальных групп.

Речь идет о закрытых группах в социальных  сетях: «ВКонтакте», «Инстаграм», и других, где подростки вовлекаются в игру, суть которой состоит в выполнении определенных заданий, которые дает участникам администратор группы или владелец аккаунта. Суть игры заключается в следующем: желающие принять участие в игре оставляют на своих страницах в социальных сетях пост с запросом на «игру» и сопровождают его определенным «хэштегом - #»,то есть пишут об этом на своей странице в социальной сети следующие фразы: #синий кит, #тихий дом, #явигре, #разбудименяв420, #f57, #f58 и другие. По хэштегу и запросу через поиск, с подростком связывается администратор группы и назначает ему куратора, который дает задания. Дальнейшее общение, уже проходитв личной переписке в «ВКонтакте», а так же в интернет-меседжерах «Viber» или «WhatsApp». Куратор диктует свои правила игры (по сюжету игры, все пользователи должны быть в конференции в 4:20 и слушать различные звуки, после этого кураторы раздают задания, первое задание для всех одно "Написать лезвием на руке "Синий Кит", с каждого участника собирается информация, и если участник не выполняет задание, администратор игры обещает найти их и помочь уйти в иной мир, но туда они отправятся не одни, а с родителями.

Задания присылают участнику в течение 50 дней. Последнее задание игры «Синий кит» — совершить самоубийство. Существует типовой список заданий, это – задания связанные с нанесением себе физического вреда («на руке лезвием вырезать f57»), непосредственно с китами («нарисовать кита на листочке») и страхом («целый день смотреть страшные видео»). Для выполнения некоторых заданий игрок должен забраться на крышу высотных зданий. Задания с 30-го по 49-е в основном такие: «Ты каждый день в 4:20 просыпаешься, смотришь видео, слушаешь музыку, и каждый день делаешь по одному порезу на руке, разговариваешь с китом». Когда задания переходят рамки адекватности, предлагая подросткам резать себя и причинять иные телесные повреждения, жертвы пытаются закончить игру и выйти из нее. Однако кураторы  не дают им это сделать. Они начинают угрожать неокрепшему уму подростка, что может случиться, если они оставят «игру» на полпути. Злоумышленники сообщают подросткам, что могут узнать IP-адреса жертв и через них получить полную информацию о месте жительства, телефон и список родственников. На этом этапе начинается обычный шантаж. Подростку сообщается, что за ним следят и если задание не будет выполнено, первыми «под нож» пойдут родители или друзья. Сама молодежь рассказывать родителям о случившемся не решается.  Однако рассказывают о «группе смерти» своим друзьям. Которые, в свою очередь, также связываются с кураторами.

<blockquote>

Как же можно выяснить, что у ребенка в социальной сети происходит что-то нехорошее?:

  • частые перепады настроения;
  • изменение манеры пользования цифровых средств и социальными сетями (ребенок просыпается ночью для входа в Интернет);
  • резкое увеличение или уменьшение количества «друзей» на социальных сетях;
  • появление «друзей» намного старше самого пользователя;
  • появления подозрительных групп;
  • наличие оскорбительных фраз или сообщений на странице ребенка;
  • удаление страницы с социальных сетей.
</blockquote>

Сейчас существует множество способов контролировать своих детей в сети. Каждый родитель способен выбрать лучший вариант для себя и своей семьи в зависимости от провайдера и антивирусного ПО, которыми родители уже пользуются, и конечно, в зависимости от возраста, характера и условий жизни ребенка.


РАССМОТРИМ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ СПОСОБЫ:

  • «РОДИТЕЛЬСКИЙ КОНТРОЛЬ» – как специализированное ПО так и услуги провайдера, включает в себя стандартный набор функций, а именно:
  • ограничение времени нахождения ребенка в сети;
  • ограничение времени пользования компьютером;
  • возможность создания графики с допустимыми часами работы в течение дня;
  • блокировка сайтов с запрещенным контентом – создание «чёрных» списков на основе баз данных антивирусного производителя по категориям (наркотики, социальные сети и т.д.) и создание «белых списков» родителем;
  • ограничение на запуск приложений (например, игр) и установку новых программ;
  • создайте «детский» профиль пользователя на вашем ПК или ноутбуке, где будут лишь предназначенные для детей материалы;
  • научите ребенка пользоваться социальными сетями и поисковыми сервисами;
  • используйте настройки безопасности/приватности выбранных сайтов для ограничения доступа к личным данным вашего ребенка;
  • проверяйте возрастные ограничения сайтов и видеоигр;
  • объясните, что в интернете, как и в реальной жизни, не стоит общаться с незнакомыми людьми и тем более раскрывать информацию о себе или семье;
  • даже друзьям и знакомым не следует доверять – профиль одноклассника вашего ребенка может быть взломан злоумышленниками;
  • приглядывайте за тем, кого ваш ребенок добавляет в друзья в социальных сетях и что публикует в открытом доступе;
  • если вашего ребенка в интернете кто-то напугал или расстроил – он должен знать, что в любой момент может прийти к вам и рассказать об этом.
  • будьте для ребенка проводником в интернете. Расскажите ребенку о возможностях интернета, продемонстрируйте ему интересные ресурсы, а не только игры и социальные сети;
  • будьте в курсе того, чем занимается ваш ребенок в сети. Важно помнить, что «знать» и «шпионить» — совершенно разные понятия. Ребенок имеет право на неприкосновенность личной переписки. А вот добавить его в друзья в социальных сетях и поддерживать общение на просторах интернета — можно. Так вы будете в курсе того, с кем он общается.

ИНЫЕ, НЕ МЕНЕЕ ОПАСТНЫЕ УГРОЗЫ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ:

  • ВРЕДОНОСНЫЕ ПРОГРАММЫ, загружаемые автоматически при просмотре зараженных сайтов, а так же заражение при использовании файлообменных сетей, дающих другим пользователям доступ к вашему компьютеру; 
  • НЕЖЕЛАТЕЛЬНАЯ РЕКЛАМА, в том числе всплывающие окна и рекламные программы, т.е. получение ребенком вредоносной информации – специально или случайно (например, всплывающая строка в поиске) – о наркотиках, суициде, причинении себе вреда (сюда же входят рекомендации по похудению) и сексуальных извращениях. Часто подростки даже не задумываются о том, чтобы попробовать нечто подобное, но попадая в новую компанию, стесняются отказать.
  • КИБЕРМОШЕННИЧЕСТВО – ребенка могут обманным путем убедить предоставить личные данные, (его собственные или ваши) и распространить их в открытом доступе, так же ребенок может передать незнакомцам реквизитами банковских платежных карт, может сфотографировать квартиру, сообщить адрес, показать интерьер и ценные вещи, рассказать, что семья уезжает в отпуск, и т. д.
  • КИБЕРБУЛЛИНГ ИЛИ «ТРОЛЛИНГ» – это травля пользователя через все каналы сетевого общения: социальные сети, форумы, чаты, мессенджеры. Проводить травлю могут как одноклассники, интернет-друзья и т.д., так и совершенно посторонние люди. Может принимать разные формы: оскорбления через личные сообщения, публикация и распространение конфиденциальной, провокационной информации о жертве;
  • СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ:

В настоящее время особо актуальной становится проблема защиты детей от информации, распространяемой в закрытых группах социальных сетей, провоцирующих детей на суицид, всё большую опасность стали представлять собой "игры на выживание" или "игры на вымирание", организованные в интернете создателями так называемых "групп смерти" (группы «Синий кит», «Беги или умри» и т.д.).

Так же опасность представляют незнакомцы в социальных сетях, потому что за каждым из незнакомцев может стоять кто угодно. Об этом с детьми просто необходимо говорить. Важно, чтобы они ценили приватность своего пространства в интернете точно так же, как ценят приватность своего личного пространства дома.


«Синие киты»

В последнее время среди детей и подростков получила распространение игра «синий кит» или игра самоубийц. Как свидетельствуют многочисленные интернет-публикации на эту тему, финалом данной игры является «добровольное» самоубийство. Следует подчеркнуть, что в большинстве случаев изначальным мотивом участия в игре является не склонность к суицидальному поведению, не желание свести счеты с жизнью, а бравада, любопытство, склонность к рисковому поведению. Обладая от природы познавательным интересом, дети и подростки видят в этой игре возможность поэкспериментировать с окружающим миром, проверить себя «на прочность». В силу физиологических и психологических особенностей (гормональные изменения, незрелость мозговой деятельности, недостаток саморегуляции и самокритичности), особенно высока степень склонности к риску у детей подросткового возраста (11-14 лет). Отстаивая свое место под солнцем, подростки сознательно выбирают опасные формы поведения, чтобы доказать себе и другим свои возможности, свою независимость, способность к самостоятельным решениям. Это также возраст, когда человек не осознает истинного смысла смерти, инстинкт самосохранения ослаблен, а жизнь не имеет существенной ценности. Неоправданно рискованное поведение удовлетворяет потребности еще недостаточно созревшей личности в экспрессии, в новых впечатлениях, обеспечивая выброс адреналина и возможность пережить острые ощущения. Многие подростки попадают в «смертельную» игру из-за собственного любопытства в сочетании с отсутствием реальной информации о последствиях такого рода «шалостей», в надежде, что ничего страшного не случится и в любой момент можно «соскочить». Так они демонстрируют взрослым протест, отстаивая свою свободу. Уже попав в сообщество «китов», они удовлетворяют потребность в принадлежности и готовы на многое, чтобы быть принятыми референтной группой. И все же главной причиной попадания ребенка в «ловушку смерти» является отсутствие доверительных отношений с близкими взрослыми, безразличие родителей к изменениям и событиям, происходящим в жизни их детей. Попав в сети, очень сложно вырваться без помощи взрослых, ведь на финальных этапах игры разработчики используют тонкий психологический ход, окончательно ловят подростка на крючок: демонстрируя свои «беспредельные» возможности, они угрожают ему и внушают страх за безопасность членов семьи. И тогда подростки, большинство из которых и не помышляли о самоубийстве, оказываются загнанными в угол, становятся жертвами собственных экспериментов.


Рекомендации родителям

  1. Своевременно обращайте внимание на резкие изменения стиля жизни, настроения Вашего ребенка, изменения его аппетита, сна, особенно если эти изменения сочетаются с депрессивным состоянием, при необходимости – обратитесь за помощью к специалисту.
  2. Не ограничивайте активность и круг знакомых ребенка, доверяйте ему, дайте почувствовать разумные границы свободы, научите его строить отношения с другими людьми, создайте условия для общения и расширения сферы интересов ребенка.
  3. Не ставьте ребенка в жесткие рамки и никогда не становитесь категорически между ним и друзьями, будьте мудрее. Но Вам следует достаточно близко познакомиться с друзьями и непосредственным кругом общения своего ребенка, в ненавязчивой форме интересоваться содержанием их времяпровождения.
  4. Ребенок нуждается в новых впечатлениях – наполните его жизнь значимыми эмоционально насыщенными событиями, прививайте ребенку духовные ценности.
  5. Обсуждайте со своим ребенком планы на предстоящие выходные, ближайшее семейное торжество, делитесь друг с другом перспективными целями, простраивайте будущее; демонстрируйте уверенность, что каждый человек способен добиваться поставленных целей.
  6. Не следует обвинять ребенка в «вечно недовольном виде» и «пессимизме», лучше показать ему позитивные стороны и ресурсы его личности. Не надо сравнивать его с другими ребятами – более успешными, бодрыми, добродушными, это только усугубит и без того низкую самооценку подростка: следует научиться сравнивать только «подростка-сегодняшнего» с «подростком-вчерашним» и настроить на позитивный образ «подростка- завтрашнего».
  7. Обращайте внимание на образ жизни вашей семьи и с детства прививайте ребенку привычки, способствующие сохранению здоровья. Постарайтесь донести до ребенка, и лучше всего – своим примером, что здоровье – это залог счастливой и успешной жизни, и в большей степени оно зависит от самого человека.
  8. Никогда не поднимайте на смех угрозы ребенка (пусть даже демонстративные) о желании покончить жизнь самоубийством. В любом случае это крик о помощи и это знак, что в вашей семье что-то происходит не так.
  9. Ни при каких обстоятельствах не применяйте физические наказания.
  10. Любите своих детей такими, какие они есть, они не станут другими, они станут такими, какими мы их воспитали.

Рекомендации педагогам

  1. Научитесь не только слушать, но и слышать, и Вы, как опытный педагог, всегда сможете вовремя предотвратить непоправимое, не позволите ребенку уйти из жизни.
  2. Помните, что перед Вами не «tabula rasa», а растущие личности, каждый из которых имеет свой уникальный опыт, который пусть еще недостаточно велик, но заслуживает должного уважения.
  3. Будьте готовы помочь ребенку справиться с тревожащей ситуацией, помочь ему разобраться в своих мыслях, спасти от отчаяния и найти выход.
  4. Взаимоотношения с учащимися должны строиться на основе уважения, убеждения, помните о педагогическом такте, о важности спокойного, доброжелательного тона общения.
  5. Не позволяйте себе формального отношения к своей работе, которое выражается в незнании ситуации, в которой находится ребенок, отсутствии контроля за посещаемостью и успеваемостью ребенка.
  6. Не допускайте в общении с учащимися случаев оскорбления, унижения, психологического и физического насилия.
  7. Не останавливайтесь на достигнутом, повышайте уровень педагогического мастерства и компетентности, приобретайте навыки снижения психологического напряжения в психотравмирующей ситуации, расширяйте свои знания в вопросах психологического здоровья и благополучия детей разного возраста, повышайте осведомленность в вопросах суицидального поведения.
  8. Умейте найти позитивное в любой сложной жизненной ситуации и «заряжайте» этим оптимизмом учащихся.
  9. Организуйте сотрудничество с родителями, при необходимости – будьте готовы обратиться с разрешения родителей ребенка за квалифицированной консультацией к специалистам.

Если подросток, на ваш взгляд, склонен к суициду или имел в прошлом попытки к самоубийству:

  • не отталкивайте его, если он решил разделить с вами свои проблемы, даже если вы потрясены сложившейся ситуацией; помните, что подростки с суицидальными наклонностями редко обращаются за помощью к профессионалам;
  • доверьтесь своей интуиции, если вы чувствуете суицидальные наклонности в данном подростке, не игнорируйте предупреждающие знаки;
  • не предлагайте того, чего не в состоянии гарантировать, например, "Конечно, твоя семья тебе поможет" или «Завтра все изменится само собой»;
  • покажите, что хотите ему помочь, но не видите необходимости в том, чтобы хранить все в секрете, если какая-то информация может повлиять на его безопасность;
  • сохраняйте спокойствие и не осуждайте, вне зависимости от того, что вы говорите, будьте искренние;
  • постарайтесь определить, насколько серьезна угроза: разговоры о суицидальных мыслях не всегда приводят к попыткам покончить счеты с жизнью и на самом деле подросток может почувствовать облегчение от после обсуждения и перейти к решению проблемы;
  • постарайтесь узнать, есть у него план действий: конкретный план - знак реальной опасности;
  • не предлагайте упрощенных решений типа "Все что тебе сейчас необходимо, так это хорошо выспаться, на утро ты почувствуешь себя лучше";
  • убедите подростка в том, что он не один, что всегда есть такой человек, к которому можно обратиться за помощью.

Н.Г. Новак, канд. псих. наук, доцент кафедры социальной
и педагогической психологии ГГУ им. Ф. Скорины


<center>

X областное родительское собрание
«Безопасность детей в информационном пространстве»

<iframe allowfullscreen="" frameborder="0" height="315" src="https://www.youtube.com/embed/4a8zdRkUaGc" width="560"></iframe>

</center>
Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.