План работы родительского университета ГУО «Лошанская средняя школа»
на 2024/2025 учебный год
Цель: оказание помощи родителям в организации самообразования, выработка умений и навыков по воспитанию детей через работу факультета педагогических знаний, факультета правовых знаний.
Задачи:
- изучение воспитательных возможностей семей, повышение их воспитательного потенциала;
- установление постоянной связи с родителями, взаимопонимание и согласованное взаимодействие школы и семьи;
- предупреждение родителей от наиболее распространенных ошибок в воспитании детей;
- обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания;
- повышение психолого-педагогической культуры родителей;
- Повышение правовой культуры родителей учащихся
Направления работы «родительского университета»:
- психолого-педагогическое просвещение родителей;
- формирование педагогических знаний и культуры родителей;
- профилактика социального сиротства;
- предупреждение и профилактика нарушений и преступлений среди несовершеннолетних;
- пропаганда здорового образа жизни;
- правовое образование родителей;
- вовлечение родителей и общественности в учебно-воспитательный процесс.
Формы работы:
- семинар;
- диспут;
- социально-психологический тренинг;
- социально-психологический практикум;
- круглый стол;
- семинар-практикум;
- конференция;
- консультация.
Периодичность работы "Родительского университета"
- факультет педагогических знаний для родителей – один раз в месяц;
- факультет правовых знаний для родителей – один раз в четверть;
Тематический план факультета педагогических знаний
- Семья и ее функции. Взаимоотношения взрослых в семье – пример для подражания?!
- Причины появления отклонений в поведении ребенка. Помощь школьнику в учебе и организации свободного времени.
- Здоровый образ жизни и профилактика вредных привычек.
- Роль родителей в половом воспитании детей, профилактика ВИЧ-инфекции.
- Ребенок в кризисной ситуации. Виды помощи.
- Талант требует заботы.
- Компьютер в жизни школьника. Что необходимо знать об Интернет-зависимости.
- Старшеклассник перед выбором профессии. Как помочь?
- Эмоциональная поддержка детей в период сдачи экзаменов.
Тематический план факультета правовых знаний
- Роль отца и матери в воспитании детей. Основные права и обязанности родителей.
- Правовой статус ребенка в Республике Беларусь. Система защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.
- Правовое воспитание в семье. Задачи родителей по разъяснению детям конституционных прав и обязанностей, законов, норм и правил общежития.
- Социально-психологические аспекты преступности несовершеннолетних.
I ступень – «Мой ребенок – младший школьник»
для родителей учащихся I-IV классов
№ |
Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов |
Сроки проведения |
Форма проведения |
Ответственные |
---|---|---|---|---|
1 |
I класс |
|||
1.1 |
Тема 1. Адаптация учащихся в 1-м классе. Физиологическая, психологическая и социальная адаптация обучающихся к школе. Причины социально-психологической дезадаптации. Помощь ребенку в адаптации к школе |
Сентябрь |
лекция |
Классный руководитель |
1.2 |
Тема 2. Режим дня школьника. Соблюдение санитарно-гигиенических норм. Организация режима дня школьника. Воспитание самостоятельности и организованности у первоклассника |
декабрь |
беседа |
Классный руководитель |
1.3 |
Тема 3. Значение семейных традиций в формировании и развитии ребенка. Ценности, традиции и обычаи семьи. Значение примера родителей в воспитании ребенка. Значение семейных традиций в формировании у ребенка желания трудиться |
Март |
круглый стол |
Классный руководитель |
1.4 |
Тема 4. Положительные эмоции в жизни школьника. Эмоции в нашей жизни. Значение эмоционально-чувственной сферы для формирования полноценной личности. Рекомендации родителям по развитию положительных эмоций ребенка |
Май |
семинар-практикум |
Классный руководитель |
2 |
II класс |
|||
2.1 |
Тема 1. Как родители могут помочь ребенку учиться. Соблюдение режима дня – важное условие успешной учёбы ребенка. Контроль родителей за выполнением домашних заданий школьников. Типичные ошибки родителей в организации учебного труда ребенка |
сентябрь |
беседа |
Классный руководитель |
2.2 |
Тема 2. Главные правила здорового образа жизни. Здоровье школьника и его успехи в учёбе. Формирование здорового образа жизни учащихся младших классов. Основные правила здорового образа жизни: рациональное питание, двигательная активность, положительные эмоции. Роль семьи в физическом воспитании детей. Кодекс семейного здоровья |
декабрь |
круглый стол/ семинар-практикум/ вебинар |
Классный руководитель |
2.3 |
Тема 3. Влияния семьи на эмоциональное состояние ребенка. Семейное благополучие и семейное неблагополучие. Факторы, причины и индикаторы семейного неблагополучия. Семьи со скрытой формой неблагополучия. Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности и психическое здоровье ребенка |
Март |
лекция |
Классный руководитель 2 кл Рецкая М.А. |
2.4 |
Тема 4. Трудовое воспитание детей в семье. Воспитание в труде. Роль семьи в развитии работоспособности ученика. Как научить современного ребенка трудиться |
май |
круглый стол |
Классный руководитель 2 кл Рецкая М.А. |
3 |
III класс |
|||
3.1 |
Тема 1. Значение школьной отметки в жизни ребёнка. Отметка и оценка знаний учащихся. Критерии оценки. Влияние оценки на самооценку учащихся. Рекомендации родителям по формированию у ребенка навыков самоконтроля, умения работать самостоятельно, воспитания интереса к знаниям |
сентябрь |
беседа |
Классный руководитель 3 кл Гинтова ИВ. |
3.2 |
Тема 2. Психологические и физиологические особенности третьеклассников. Специфика развития восприятия, внимания, памяти, мышления у младших школьников. Особенности межличностного общения. Самооценка младших школьников |
декабрь |
лекция |
Классный руководитель |
3.3 |
Тема 3. Здоровая семья – здоровый ребенок. Формирование умений и навыков здорового образа жизни. Спорт в жизни родителей и детей. Основные правила здорового образа жизни |
март |
беседа |
Классный руководитель |
3.4 |
Тема 4. Эффективное общение в семье – залог успеха школьника. Сущность семейного общения. Особенности семейного общения. Культура семейного общения. |
май |
Семинар-практикум |
Классный руководитель |
4 |
IV класс |
|||
4.1 |
Тема 1. Возрастные психофизиологические особенности учащихся 4-х классов |
сентябрь |
вебинар |
Классный руководитель |
4.2 |
Тема 2. Как научить своего ребенка жить в мире людей. Эффективное общение: основные составляющие |
декабрь |
дискуссия |
Классный руководитель |
4.3 |
Тема 3. Ребенок и компьютер. |
февраль |
дискуссия |
Классный руководитель |
4.4 |
Тема 4. Книги в жизни школьника. Отношение ребенка к учебной и художественной литературе. Как сохранить любовь к книге при информационной перегрузке в современном мире |
май |
круглый стол |
Классный руководитель |
II ступень – «Мой ребенок – подросток»
для родителей учащихся V-IX классов
№ |
Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов |
Сроки проведения |
Форма проведения |
Ответственные |
---|---|---|---|---|
1 |
V класс |
|||
1.1 |
Тема 1. Адаптация ребенка в новом коллективе. |
сентябрь |
вебинар |
Классный руководитель |
1.2 |
Тема 2. Ребенок среди сверстников |
декабрь |
семинар-практикум |
Классный руководитель |
1.3 |
Тема 3. Ваш ребенок вырос. Особенности младшего подросткового возраста. Физическое, психическое и социальное развитие младших подростков. Общение подростков со сверстниками и взрослыми. Трудности и риски младшего подросткового возраста |
март |
беседа |
Классный руководитель |
1.4 |
Тема 4. Меры наказания и поощрения в современной семье. |
май |
вебинар |
Классный руководитель |
2 |
VI класс |
|||
2.1 |
Тема 1. Семья как персональная микросреда жизни и развития ребенка. Нравственные и культурные ценности семьи. Психолого-педагогические факторы развития и воспитания ребенка в семье. Типы семейного воспитания и их характеристика. |
сентябрь |
вебинар |
Классный руководитель |
2.2 |
Тема 2. Профилактика проблемного поведения подростков. Отклоняющееся поведение подростков. |
декабрь |
вебинар |
Классный руководитель |
2.3 |
Тема 3. Безопасность подростков в сети Интернет. Профилактика интернет-рисков. Как уберечь ребенка от опасностей в социальных сетях |
март |
вебинар |
Классный руководитель |
2.4 |
Тема 4. Организация летнего отдыха подростков. Опасности свободного времяпровождения подростков. |
май |
вебинар |
Классный руководитель |
3 |
VII класс |
|||
3.1 |
Тема 1. Психологические и физиологические особенности семиклассников. Возрастные особенности 13-14-летних подростков. Специфика развития внимания, памяти, мышления. Половое созревание. Здоровье школьника и его успехи в учёбе |
сентябрь |
беседа |
Классный руководитель |
3.2 |
Тема 2. Профилактика правонарушений подростков. |
декабрь |
круглый стол |
Классный руководитель |
3.3 |
Тема 3. Правила поведения с подростками: особенности переходного возраста Жизнь семьи с ребенком-подростком: борьба принципов или поиски компромиссов. Психологический климат в семье. Родительский авторитет. Как его приобрести и как не потерять. Правила взаимодействия с подростком |
март |
дискуссия |
Классный руководитель |
3.4 |
Тема 4. Как повысить учебную мотивацию подростков. Отношение подростков к обучению. Потеря интереса к учебе у подростков – что делать и как избежать. Причины снижения учебной мотивации в подростковом возрасте. Как заинтересовать подростка обучением? Мотивация на успех |
май |
беседа |
Классный руководитель |
4 |
IX класс |
|||
4.1 |
Тема 1. Портрет современного подростка. Индивидуальные особенности подростка и характерные возрастные черты. Ключевые переживания возраста. Личностные особенности и особенности общения. Возможные проблемы, внешние и внутренние конфликты, отношение к учебе |
сентябрь |
лекция |
Классный руководитель |
4.2 |
Тема 2. Агрессия, её причины и последствия. |
декабрь |
вебинар |
Классный руководитель |
4.3 |
Тема 3. Формирование здорового образа жизни: вредные привычки и как им противостоять. Подростковый возраст как фактор риска для возникновения вредных привычек и зависимостей. Формирование у подростков потребности в здоровом образе жизни, ответственности за своё здоровье. Профилактика вредных привычек |
март |
беседа |
Классный руководитель |
4.4 |
Тема 4. Профессиональная ориентация девятиклассников. Как помочь подростку выбрать профессию? |
май |
семинар-практикум |
Классный руководитель |
III ступень – «Мой ребенок – старшеклассник»
для родителей учащихся X класса
№ |
Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов |
Сроки проведения |
Форма проведения |
Ответственные |
---|---|---|---|---|
1 |
10 класс |
|
|
|
1.1 |
Тема 1. Здоровье - это жизнь. Факторы риска для здоровья современной молодежи. Проблема здорового питания. Увлечение диетами. Гиподинамия – проблема современных молодых людей. Стресс и его влияние на здоровье. Вредные привычки. Сохранение здоровья и правила здорового образа жизни. Режим дня |
сентябрь |
вебинар |
Классный руководитель |
1.2 |
Тема 2. Первая любовь в жизни вашего ребенка. Особенности юношеской любви. Культура поведения влюбленных. Как помочь, а не навредить взрослеющему ребёнку |
ноябрь |
круглый стол |
Классный руководитель |
1.3 |
Тема 3. Роль семьи в формировании репродуктивного здоровья юношей и девушек. Репродуктивное здоровье юношей и девушек. Факторы риска для репродуктивного здоровья. Условия сохранения репродуктивного здоровья. Отношения между юношами и девушками, любовь и сексуальные отношения. Рискованное поведение молодежи. Незапланированная беременность и аборт. Профилактика ЗППП. Стиль жизни и репродуктивное здоровье молодежи. Влияние семейного воспитания на формирование у подростков ценности репродуктивного здоровья |
март |
беседа |
|
1.4 |
Тема 4. Как помочь старшекласснику обрести уверенность в себе? Влияние застенчивости и неуверенности на учебные успехи старшеклассника. Пути преодоления застенчивости и неуверенности старшеклассника дома и в школе |
май |
дискуссия |
Классный руководитель |
2 |
11 класс |
|
|
|
2.1 |
Тема 1. Как помочь старшекласснику в профессиональном самоопределении? Определение профессиональных склонностей и способностей старшеклассников. Факторы, влияющие на выбор профессии. Роль родителей в процессе выбора профессии и самоопределении старшеклассника. Приоритеты старшеклассников в выборе профессии. Профессиональные династии. Помощь старшеклассникам в выборе будущей профессии |
сентябрь |
круглый стол |
Классный руководитель |
2.2 |
Тема 2. Как уберечь ребенка от зависимостей? Зависимое поведение, его причины, факторы риска. Формирование зависимости. Виды угроз, представляющих опасность для жизни, физического, психического и нравственного здоровья и полноценного развития старшеклассника. Интернет-зависимость. Пути профилактики и преодоления: памятка для родителей |
ноябрь |
беседа |
Классный руководитель |
2.3 |
Тема 3. Подготовка старшеклассников к будущей семейной жизни. Воспитание старшеклассника как будущего семьянина. Формирование осознанного отношения к вступлению в брак и будущей семейной жизни. Формирование ценностного отношения к родительству, рождению и воспитанию детей. Роль семейных взаимоотношений и традиций в подготовке старшеклассников к семейной жизни |
март |
круглый стол |
Классный руководитель |
2.4 |
Тема 4. Как помочь ребёнку в период подготовки к экзаменам? Профилактика экзаменационного стресса. Факторы, усиливающие и снижающие тревогу. Как помочь старшекласснику справиться с тревогой (мнемотехники, приемы концентрации внимания и приемы расслабления в стрессовой ситуации). Сотрудничество родителей и педагогов в период подготовки старшеклассников к экзаменам. Помощь в подготовке к экзаменам: правила для родителей выпускников. Режим учебного труда и отдыха в экзаменационный период |
апрель |
семинар-практикум |
Классный руководитель |
Заместитель директора по ОД И.Н.Дубаневич